Советы учителя-дефектолога

День распространения информации об аутизме

02.04.2022

Международный день человека с синдромом Дауна

21.03.2022
День и месяц для этого события были выбраны не случайно - они символически отражают природу возникновения патологии.
развернуть

 Март выбран потому, что синдром Дауна представляет собой трисомию (март - третий месяц года) по 21 хромосоме (поэтому и 21 марта). Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. Почти сто лет спустя, в 1959 году, французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома.
1.Синдром Дауна - не болезнь, а генетическая аномалия, обусловленная наличием в клетках человека дополнительной, третьей хромосомы в 21 паре (21/3). Что еще определяется вашим генетическим составом? Цвет ваших глаз, цвет ваших волос, или насколько вы высокие. 2. Рождение ребенка с этим синдромом не зависит от образа жизни родителей, состояния здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования, религиозных убеждений, национальности. 80% этих детей рождается у молодых родителей (до 35 лет).
3. "Солнечные дети" - так называют людей с синдромом Дауна за их доброжелательность, открытость и наивность. Они по-другому смотрят на вещи, иначе воспринимают мир: он кажется им добрее.
4.Социализация детей с синдромом Дауна способствует их адаптации. Чем больше они общаются с обычными сверстниками, тем менее заметно отставание в развитии, лучше психическое и физическое развитие таких детей. А обычные дети лучше развиваются, когда они рано узнают о разнообразии, доброте и дружбе.
5. Дети с синдромом Дауна не отстают в интеллектуальном развитии в общем смысле - у них, как и у всех детей, есть свои слабые и сильные стороны. Дети с синдромом Дауна одарены не меньше, чем обычные дети.
6.Одной из наиболее серьезных проблем для людей с синдромом Дауна является низкий мышечный тонус. Низкий мышечный тонус влияет на речь и моторные навыки. У таких детей часто приоткрыт рот.
7. Знакомство с одним человеком с синдромом Дауна, не означает, что все люди с синдромом Дауна такие же, как он. Мы все разные. Независимо от того, сколько хромосом у нас есть.
8. Люди не "страдают" от синдрома Дауна. В исследовании, проведенном Брайаном Скотко, 99% взрослых с синдромом Дауна сообщили, что они были счастливы в жизни.
9. Мы можем начать с малого - просто не отворачиваться от них, а воспринимать как равных.

свернуть

Автоматизация звука [Р]

16.02.2022
Фрагменты индивидуальных занятий учителя-дефектолога с воспитанниками старшей группы.
развернуть

На занятиях реализовывались следующие задачи:
1. Автоматизация звука [Р] в словах, фразах.
2. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в женском и мужском роде.
3. Развивать умение употреблять существительные в родительном падеже.
4. Развивать умение согласовывать существительные с местоимениями "мой, моя, мое".
5. Развивать зрительно-моторную координацию с помощью кинезиологических упражнений.
6. Развивать фонематический слух.

свернуть

Автоматизация звука [Л]

16.02.2022
Фрагменты индивидуальных занятий учителя-дефектолога с воспитанниками старшей группы.
развернуть

На занятиях реализовывались коррекционно-развивающие задачи, такие  как:

1. Развивать умение произносить звук [Л] во фразах.
2. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными.
3. Развивать умение правильно употреблять существительные в родительном падеже.

свернуть

Автоматизации звука [Ш] в предложениях

16.02.2022
Фрагмент индивидуального занятия учителя-дефектолога с воспитанником старшей группы.
развернуть

"Дисграфия - что это? Методы ее предупреждения"

09.03.21

"Камешки Марблс"

12.03.2021
Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию консультацию, подготовленную учителем- дефектологом Сидарович Ириной Сергеевной по одной из здоровьесберегающих технологий, как формы предупреждения психоэмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста: «Использование здоровьесберегающей технологии «Камешки Марблс» в работе с детьми»
развернуть

Анализируя возможности разных здоровьесберегающих технологий, можно сказать, что оптимальное сочетание – развитие мелкой моторики, высших психических функций, развитие коммуникативных способностей, органично соединились в технологии «Камешки Марблс».
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций у детей. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому можно добиться значительных успехов в постановке, автоматизации звуков, усвоении грамматических категорий детьми и т.д.

Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию консультацию, подготовленную учителем- дефектологом Сидарович Ириной Сергеевной  по одной из здоровьесберегающих технологий, как формы предупреждения психоэмоциональных перегрузок  у детей дошкольного возраста: «Использование здоровьесберегающей технологии «Камешки Марблс» в работе с детьми»

                                        Направления работы

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач: 

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости листа; 
  • развивать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными;
  • обогащать словарный запас;

         -формировать умение употреблять  предлоги, наречия, прилагательные, глаголы;

  • развивать связную речь;
  • формировать умение проводить звукобуквенный анализ слова;

           -закреплять правильный образ буквы; 

  • проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков; 
  • развивать образное мышление, зрительное внимание, память; - развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца. 

Игры на автоматизацию звуков 

  1. Выложи звуковую дорожку/ритмический ряд , повторяя поставленный звук.
  2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.
  3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне.
  4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.
  5. Выложи букву, которую ты учишься говорить.
  6. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук. Ребенок, наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту. Автоматизация звука. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук. 
  7. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук.
  8. Игра «Есть-нет». Закрой камушком картинку на нужный звук и скажи, чего не стало? ( есть шапка-нет шапки и т.д.)
  9. Посчитай предметы на заданный звук ( 1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб и т.д.)

Игры, направленные на развитие сенсорных представлений

  1. «Соотнеси по цвету». Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать словопредмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
  2. «Длинный-короткий». Предложить ребёнку выложить из камушков длинную дорожку и короткую.
  3. «Высокий-низкий». Предложить детям выложить из камушков высокую башенку и низкую. «Разложи по размеру», «Разложи по цвету», «Разложи по форме».

Игры на развитие пространственных представлений

  1. «Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа, синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
  2. «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
  3. «Лабиринты»
  4. «Графический диктант».

Камешки Марблс можно применять на фронтальных и индивидуальных занятиях, во время самостоятельной деятельности детей, а также для создания сюрпризного момента, для релаксации, для развития мелкой моторики. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немаловажную роль, они играют в создании эмоционально-положительного настроения. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются и даже трудные задания не выводят их из эмоционального равновесия, наоборот стимулируют к поиску.

Направления работы

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:
- развивать мелкую моторику;
- развивать умение ориентироваться на плоскости листа;
- развивать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными;
- обогащать словарный запас;
-формировать умение употреблять предлоги, наречия, прилагательные, глаголы;
- развивать связную речь;
- формировать умение проводить звукобуквенный анализ слова;
-закреплять правильный образ буквы;
- проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков;
- развивать образное мышление, зрительное внимание, память; - развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Игры на автоматизацию звуков
1. Выложи звуковую дорожку/ритмический ряд , повторяя поставленный звук.
2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.
3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне.
4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.
5. Выложи букву, которую ты учишься говорить.
6. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук. Ребенок, наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту. Автоматизация звука. 7. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.
8. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук.
9. Игра «Есть-нет». Закрой камушком картинку на нужный звук и скажи, чего не стало? ( есть шапка-нет шапки и т.д.)
10. Посчитай предметы на заданный звук ( 1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб и т.д.)

Игры, направленные на развитие сенсорных представлений
1. «Соотнеси по цвету». Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать словопредмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
2. «Длинный-короткий». Предложить ребёнку выложить из камушков длинную дорожку и короткую.
3. «Высокий-низкий». Предложить детям выложить из камушков высокую башенку и низкую. 4. «Разложи по размеру», «Разложи по цвету», «Разложи по форме».

Игры на развитие пространственных представлений
1. «Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа, синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
2. «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
3. «Лабиринты»
4. «Графический диктант».

Камешки Марблс можно применять на фронтальных и индивидуальных занятиях, во время самостоятельной деятельности детей, а также для создания сюрпризного момента, для релаксации, для развития мелкой моторики. Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. А еще, немаловажную роль, они играют в создании эмоционально-положительного настроения. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются и даже трудные задания не выводят их из эмоционального равновесия, наоборот стимулируют к поиску.

свернуть

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога

О работе учителя-дефектолога в учреждении


 

  Учитель -дефектолог занимается изучением индивидуально-типологических особенностей развития каждого воспитанника, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи; распределением обучающихся с особенностями психофизического развития по группам, подгруппам, определение необходимости проведения индивидуальных занятий. Он же разрабатывает перспективные планы работы (на группу, подгруппу, индивидуальные) по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у обучающегося; проводит занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приёмы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), коммуникативной деятельности.

    Учитель- дефектолог занимается формированием у детей эффективных способов усвоения учебных умений и навыков; создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей. Учитель дефектолог осуществляет работу по пополнению пункта раздаточными материалами, пособиями и литературой.

   Учитель- дефектолог осуществляет консультирование педагогов учреждения образования по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятия в пункт, а также детей, не зачисленных в пункт, но нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи и поддержке. Учитель дефектолог поддерживает связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций.

Кабинет ПКПП

Для осуществления коррекционно- развивающей деятельности  оборудован кабинет учителя-дефектолога. Это специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.



 

       Основная цель  деятельности учителя-дефектолога ПКПП: оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и меющим стойкие или временные трудности в его усвоении.

     Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (или компенсацию) индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности для учащихся с ОПФР.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ



 

1) АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ



 

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Рекомендуется использовать игровые приемы. Они помогают увлечь, удивить, вызвать положительные эмоции у малыша, а не просто механически проговаривать материал.

Предлагаемые задания направлены не  только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.



 

Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

Метроном. Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку)  на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Тихо-громко. Ребенок  «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

2)РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ



 

            Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

            Развитие связной речи ребенка – дошкольника происходит в процессе повседневной жизни и на занятиях.

            Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте легче осваивается правильное построение отдельных предложений, но значительно труднее дети овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа, могут слабо сохранять смысловые связи между частями рассказа.

            Очень важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.

            В младших группах проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию. Особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

            В средней и старшей группе на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта.

            Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях. Тогда их речь становится связной и свободной.

            Задача воспитателя – научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

            Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно – следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.

            Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами,  сложными предложениями с сочинением и подчинением.

            Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

            Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы – в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в разных направлениях.

            Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

            Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.

            В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.

            Методические приемы для развития речи на 3-м году жизни:

1)не только называние предметов, но и подробные объяснения о назначении предметов, сравнение того, что малыш уже видел и нового;

2)приём поручений;

3)повторение за ребенком слов и в случае неправильного произнесения предложение образца взрослого

4)приём вопросов;

5)приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.

            Умелое использование этих приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

            Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

            В среднем и старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

            Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию,  которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до самостоятельного творческого рассказывания.

            План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приёмом являются вопросы воспитателя. В начале повествования они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа.

            Указания педагога тоже важный методический приём. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.

            С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения. Обучение начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. Наиболее эффективным методическим приемом является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя 1-2 слова или целое предложение. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения.

            При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Главное в обучении пересказу в средней группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Основным методическим приемом являются вопросы воспитателя.(1группа  вопросов - вопросы, помогающие осмыслению произведения; 2группа вопросов –вопросы, помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета). Широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога – напоминание слова, фразы. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски и фразы. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Тут её проводит воспитатель.

            В работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

            Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду используются как предметные картины («Куры»,  «Козы» и др.), так и сюжетные картины  («Наша Таня», «Зимние развлечения» и др.)

            Выделяют следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине: 1)составление описательного рассказа по предметной картине; 2)составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3)придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4)составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5)составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

            В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети ещё не умеют самостоятельно излагать свои мысли. Речь носит характер диалога с воспитателем. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводится к следующему: 1)обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2)постепенный переход от занятий, когда дети перечисляют изображенные предметы и объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

            Характерные особенности занятий по картине с детьми мл. возраста: а)чередование хоровых и индивидуальных ответов; б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; в)использование литературных и художественных вставок.

            В средней группе становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и ребенка. В конце занятия , как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

            Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе дается образец для копирования. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по аналогичной другой картине. Можно ввести рассказывание по плану. Можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. После этого можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. Формирующееся при этом умение составлять рассказ по готовой канве помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

            В старшем возрасте имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения меняется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

            К рассказам детей старшего возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств. Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. И при этом велика руководящая роль воспитателя.

             В старшей группе используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии сюжетных картинок, где требуется последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Очень важно научить детей видеть не только то, что нарисовано на картине, но вообразить предыдущие и последующие события. Можно учить оценивать рассказы товарищей по содержанию.

            Дети учатся оценивать основное в картине, придумывают ее название, рассказывают про детали, фон, пейзаж.

            Рассказывание по игрушке.

             В младшей группе происходит рассматривание игрушки, затем описание по вопросам педагога. Затем педагог делает обобщение.

В средней группе дети постепенно подходят к составлению самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом является образец, который дается на каждом занятии. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Далее можно предложить составить сюжетный рассказ по набору игрушек.

В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.

Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Обучение рассказыванию начинают с коллективного рассказа. Важным приемом является направление педагогом внимания на то, чтобы вспомнить какие – то события и передать их в рассказе. Важным является и рассказ образец педагога. В конце года образец педагога в виде начала рассказа

В старшей группе повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. И в старших группах широко распространенным приемом является образец воспитателя и его указания.

В творческих рассказах ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов: 1)придумывание продолжения и завершения рассказа;2)придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; 3)придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем(без плана);4)придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

КАК ПРОВЕСТИ ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ?

Выходной день – это день для отдыха, для общения с детьми. Устройте детям интересный выходной. Пусть он войдёт в традицию, а, чтобы было интересно и увлекательно, воспользуемся несколькими идеями.

Что делать?

1. Творите!

Придумайте с ребенком поделку-аппликацию. Вспомните и об известном и распространенном оригами. А можете просто сшить куколке платье или юбку. Или смастерить из спичечных коробков робота.

2. Рисуйте!

Попросите ваше чадо нарисовать семью. Я думаю, вас обрадует полет его фантазии!

3. Настольные игры.

Для обучения счету очень рекомендую игру в «магазин». Если вы учите цифры – в игровой ситуации все это пройдет быстрее и веселее.

4. Почитайте книгу или вместе посмотрите хороший детский фильм.

5. Лепка для детей из теста

Лепка для детей из теста не менее увлекательное занятие. Соленое тесто – довольно приятный на ощупь, а главное полностью натуральный материал для лепки. Но его в магазине не купишь. Его нужно сделать дома самостоятельно. Для этого смешайте 1 стакан муки и полстакана мелкой однородной соли, а затем потихоньку добавьте полстакана горячей воды. Тесто не должно липнуть к рукам и пачкаться. Разделите готовое тесто на части и добавьте в каждую из частей натуральный краситель в виде свекольного сока, зеленки или синьки. Можете также использовать другие пищевые красители, которые можно приобрести в любом супермаркете. Вам придется потратить немного времени, но зато хранить готовое тесто можно в течение 2 недель. Запас, как видите, довольно приличный.

6. Пальчиковый театр

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в пальчиковый театр, создавая интересные представления по мотивам любимых сказок. При этом пальчиковые куклы могут быть изготовлены из любых подручных материалов. Игра в кукольный театр не только развивает у детей мелкую моторику рук, но также влияет на их дикцию и артистизм.

7. Домашние обязанности

Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и Вы прилагаете свои усилия. Для малыша будет очень полезно научиться ответственности. Обязанности ребенка дома не должны быть сложными. Но по мере роста и развития малыша, ему можно поручать все более и более ответственные задания. Такое доверие с Вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в Вашей семье близкими и дружными.



 

Как бы вы не решили провести выходной день, самое главное - это то, что вся ваша семья весь день будет вместе и на семейном климате это отразится только благоприятным образом!


 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ


В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.

"ПОКАЖИ, ГДЕ МАМА"
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.
Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.
—Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?

"РУМЯНЫЕ ЩЕЧКИ"
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
—Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

"ПОСИДИМ, ПОЛЕЖИМ!"
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов мебели и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.
—Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д.
Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.
— Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д.
Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.
— Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф — там лежит одежда. И т.д.

"ВСТРЕЧАЕМ ГОСТЕЙ!"
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — ориентировка в помещении (квартире), понимание названия комнат и их назначения.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход игры: Игра проводится индивидуально, дома у ребенка. Взрослый предлагает ребенку поиграть в гости.
- Вот к нам в гости пришла матрёшка Давай покажем матрёшке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где галет? Матрёшка спрашивает, где кладовка Покажи! В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире.
—Покажи, где ты одеваешься на прогулку. А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате мама с папой спят?

"ПОКАЖИ КАРТИНКУ!"
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам.
0борудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.
Ход игры:
—Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Саша, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет, И т.д.
В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько (2-3) картинок.


"ВЕСЕЛЫЕ ЗАГАДКИ!"
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию игрушек и предметов по описанию.
Оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: Игра проводится на ковре.
—А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, про что я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленЬкий, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). И т.д.
В дальнейшем при проведении игры можно вместо игрушек и предметов использовать предметные картинки.

"ВЫПОЛНЯЙТЕ КОМАНДЫ!"
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: игрушка (кукла или животное).
Ход игры:
— Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать движения! Следите, чтобы петрушка не ошибался.
Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом-действием. Иногда петрушка может ошибаться; в этом случае дети замечают ошибку, и петрушка исправляется.
Далее проводится подвижная игра на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив детей. —Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! И т.д.

"ГДЕ МНОГО, А ГДЕ МАЛО?"
Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).
Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
—Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?

Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



 

       Мелкая моторика – это способность пальцев рук к точным скоординированным действиям. Как известно, развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с формированием детской речи. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи. С теми детьми, с которыми родители играют в пальчиковые игры, которым дают в большом количестве разнообразные по форме, текстуре предметы  для  изучения,  начинают  говорить  раньше  своих  сверстников. К тому же эти дети быстрее и легче усваивают  разнообразную информацию, испытывают меньше трудностей в обучении, начинают писать быстрее.

   Успешное преодоление проявлений нарушения мелкой моторики у детей возможно  при  условии  создания  личностно-ориентированного  взаимодействия  всех специалистов  дошкольного  учреждения  на  интегративной  основе,  при  ведущей  роли учителя-дефектолога.    Особенностью    работы по совершенствованию  артикуляционной, общей  и  мелкой  моторики является  её  обязательное сочетание  с  обогащением,  уточнением  и  активизацией  словаря,  контролем  за грамматически  правильным  оформлением  фраз,  совершенствованием  связной  речи  и правильным произношением автоматизируемых звуков. Осуществлять   коррекцию  нарушения  мелкой  моторики  требуется, используя  традиционные и нетрадиционные  виды  работ.

   Рассмотрим подробно нетрадиционные технологии по развитию мелкой моторики:
  ИГЛОТЕРАПИЯ
   Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми проводится с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера, который разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью. 
Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаем ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Педагог может разнообразить эту деятельность: -предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.
ПУГОВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать обыкновенная пуговица. 
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай. 
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.

Примеры игр с пуговицами:

  • Поднимание пуговиц

С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?

  • Расти, пальчик!

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

  • Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.

  • Передай пуговицу

Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы.


 

  • Подбери пуговицу

Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне. 
КРИОТЕРАПИЯ

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания:
- Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом; осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа

1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, модули аппликатора.

2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).

3. Развитие тактильной чувствительности: - массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.



 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

  • Рисование пальцами рук

Использовать можно или гуашь, или специальные пальчиковые краски. Ребенок окунает пальчики в краску и рисует ими на листе бумаги. Для осуществления этой техники можно использовать не только обычный альбом, но и лист ватмана или кусок обоев. А рисовать можно, расположившись на полу. Детям обычно этот вид рисования очень нравится, можно даже рисовать этим методом на старой белой простыни, затем ее постирать, высушить, и рисовать на ней снова.

  • Рисование ладошкой

Данный вид рисования аналогичен предыдущему методу, только рисовать ребенок будет не пальчиками, а сразу всей ладонью. Если окунуть пальчики в разную краску, то получится радужный рисунок.

  • Рисунок точками

Дошкольник окунает пальчик в краску, затем ставит его на лист перпендикулярно, и так несколько раз до образования рисунка.

  • Рисование отпечатками предметов

Для проведения этой техники подойдет абсолютно все: и пробка от бутылки, и небольшая тарелка.

  • Кляксография

Этот метод вызывает у детей большой восторг. С помощью ложки на бумагу наливается краска, а потом берется трубочка и нужно через нее подуть на краску, не задевая ее. После этого можно наложить на получившийся рисунок лист бумаги и сравнить оригинал и отпечаток. Можно пофантазировать над тем, на что клякса походит.

  • Рисование при помощи трафарета

Этот способ изобразительной деятельности известен даже взрослым людям с детства.

  • Набрызги

Техника состоит в том, что ребенок берет краску на кисть и в произвольном порядке ее разбрызгивает. Использовать можно разные цвета.

  • Отпечатки листьев

Во время прогулки вместе с детьми воспитателю нужно собрать листья с кустарников и деревьев, имеющихся на территории сада. На занятии дети разукрашивают листья краской и переносят отпечатки на лист бумаги. Из разных листьев можно создать целую композицию.

  • Рисунок поролоном

Из поролона вырезаются разные фигуры, их закрепляют на палочке (например, на проволоке или карандаше). Эти кусочки окунаются в краску и отпечатываются на бумаге.

  • Рисование мелом

Элементарный вид творчества, безвредный, безопасный, даже безопаснее, чем рисование фломастерами. Мелками рисуют на специальной доске в помещении или на улице.

  • Рисование на мокрой бумаге

Этот метод помогает, если ребенку нужно нарисовать что-то с расплывчатыми очертаниями, например, туман. Фон для рисунка можно выполнить не обычной кисточкой, а ватой или поролоном.

КИНЕЗИТЕРАПИЯ

От греч. Kinesis – движение, therapia – лечение.

В детском возрасте связь между телом и психикой ещё более тесная. Все переживания малыша сразу находят своё отражение в его самочувствии, внешнем облике. Движение, сначала совсем простое, а затем всё более и более сложное, даёт ребёнку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать.

Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребёнка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, - с другой.

Вот несколько упражнений из этой методики:

«Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полу согните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

«Ребро-ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. То же самое левой рукой.

«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз. И др.

ГИДРОГИМНАСТИКА

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в тёплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т.д.

СУ – ДЖОК ТЕРАПИЯ

    В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, раз­работавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимо­влияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные сис­темы созданы не человеком — он только открыл их, а са­мой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.

   Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется всё тело человека в виде мини систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Можно рекомендовать следующие приёмы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажёров для рук (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и пр.).

В комплекс могут входить упражнения трёх видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

«Разведчик». Подушечки четырёх пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперёд-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.

«Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

«Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по  принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки. И другие упражнения. 

ЯПОНСКАЯ МЕТОДИКА ПАЛЬЦЕВОГО МАССАЖА

    Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определённый орган:

-массаж большого пальца — повышает активность мозга;

-массаж указательного пальца — стимулирует желу­док и поджелудочную железу;

-массаж среднего пальца — улучшает работу кишеч­ника;

-массаж безымянного пальца — стимулирует печень;

-массаж мизинца — способствует улучшению сердеч­ной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

 Поскольку нервные окончания на пальцах непосред­ственно связаны с мозгом:

  • работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
  • предотвращает развитие утомления в мозговых цен­трах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
  • способствует возникновению успокаивающего эф­фекта (японские купцы потирают руки при обслужи­вании докучливых клиентов).

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках пред­меты, не следует их выхватывать из рук — так орга­низм ребенка сбрасывает возбуждение.

 Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа.

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно со­провождать веселыми рифмовками.

Массаж ладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс». Их нужно вертеть в руках; щелкать по ним пальцами; «стрелять»; направлять в специальные желобки и лунки-отверс­тия, состязаться в точности попадания.

Массаж грецкими орехами:

- катать два ореха между ладонями;

- один орех прокатывать между пальцами;

- удерживать несколько орехов между растопыренны­ми пальцами ведущей руки и обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами:

- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.


 

  Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих    технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции нарушений мелкой моторики, речевых нарушений, что позволяют:

- дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- повышается интерес детей к занятиям. 
  Кроме того,  эти многие методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

свернуть
Об особенностях психофизического развития