Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка будет некачественной. Ребенку требуется постоянное закрепление умений: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду, и наоборот, умениями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его отношение зависит от прошлого эмоционального опыта.
Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».
Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:
- Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
- Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные.
- Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания и умения уже усвоены.
- Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
- Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни. Поэтому играйте с ребёнком, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине и т.д.
- Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть какую-то игру или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребёнком.
Рекомендации родителям по психологической готовности детей к школе
Ребенок должен идти в школу подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физическим показателям. Изменяется социальная позиция ребенка в обществе, и то требует адаптации его к новым условиям жизнедеятельности. Вот почему ребенок должен идти в школу еще и психологически подготовленным. Составными компонентами психологической готовности к школе являются: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность ребенка к школе выражается его отношением к учебной деятельности, к учителю, к самому себе.
Родителям полезно знать, чем привлекает их ребенка школа: «У меня будет новый рюкзак и красивый пенал», «В школе учится Катя, а она моя подруга». Желание сменить обстановку, внешние атрибуты школьной жизни старшему дошкольнику действительно кажутся заманчивыми. Важно, чтобы школа влекла ребенка и своей главной деятельностью – учебой. Бывают случаи, когда ребенок не хочет идти в школу. Причиной подобного поведения, как правило, является результат ошибок воспитания детей, а именно запугивание детей школой.
Поэтому намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. С этой целью используется совместное семейное чтение художественной литературы, организуется для ребенка книжный уголок в семье, взрослые устраивают совместный просмотр телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Родители рассказывают о своих любимых учителях, показывают детям свои школьные фотографии, грамоты; создают условия для игры в школу и непосредственно участвуют в ней, например, в роли учителя.
Волевая готовность ребенка к школе. В школе ребенка ждет напряженный труд, ему необходимо умение делать не только то, что хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого необходимо выработать волевые качества, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, памятью, мышлением. Формирование волевых качеств в дошкольном детстве происходит через игровую деятельность. Учитывая роль игры в формировании личности ребенка, родители, например, во время уборки квартиры обыгрывают ситуацию и превращают пол в палубу корабля. В другие дни квартира может стать местом тренировки для полета в космос, где взрослые выступают в роли тренера. В игре легче осуществить переход с одного вида деятельности на другой.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Чтобы ребенок не утратил любознательность, взрослые должны всегда отвечать на вопросы, какими сложными они не оказались. Если своим вниманием взрослый поддерживает интерес к познанию, то он будет развиваться и дальше.
Родителям нужно включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он мог бы находить всё новые и новые свойства предметов, научился бы замечать их сходства и различия.
Источник: Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. – М.: 2001г.