Скоро в школу

Уважаемые родители!

Ваш ребенок идет в школу. И вроде бы совсем недавно вы впервые переступили порог детского сада, пережили период адаптации, а ваш малыш уже превратился во взрослого и самостоятельного человечка, и вскоре гордо будет называться – первоклассник! Он умеет считать, читать, рисовать и даже писать. Вы горды им и чувствуете себя достаточно уверенно. А как же, на лицо полная готовность ребенка к школе: он смышлен и развит, осталось только приобрести школьный рюкзак, канцелярские принадлежности и школьную форму.

Однако психологи утверждают, что в первую очередь ребенок должен быть готов к школе психологически. Что нужно знать родителям? Первые месяцы учебного года уходят на адаптацию ребенка к новому ритму жизни, который принципиально отличается от детсадовского: он гораздо напряженней, сопровождается более высокой психологической и умственной нагрузкой, отличается резким сокращением объема свободного времени и досуга, появлением большого числа новых обязанностей. Все это вкупе с новым режимом дня и увеличением контроля со стороны родителей – делает период адаптации очень сложным для новоявленного школьника. Отсюда стрессы и непонимание. Почему ему нужно так рано вставать, сидеть на уроках, слушаться учителя, писать что-то в тетрадке, тащить на себе тяжелый портфель, а по приходу домой не играть в любимую компьютерную игру и смотреть мультфильмы, а делать домашнее задание? Как избежать подобной ситуации? Ребенка к школе нужно готовить! И чем лучше ребенок будет подготовлен, тем легче для него и для Вас пройдет этот сложный период, и тем успешнее и безболезненнее будет «втягивание» его в учебный процесс.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

10 заповедей

Как подготовить ребенка к школе

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс

О порядке выдачи обучающимся мидицинской справки о сотоянии здоровья в учреждении дошкольного образования и общего среднего образования

Все для будущего первоклассника

Рекомендации родителям "Как подготовить ребенка к школе"

Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка будет некачественной. Ребенку требуется постоянное закрепление умений: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду, и наоборот, умениями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованным обучением, его отношение зависит от прошлого эмоционального опыта.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении он проявляет в том случае,  если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролером и цензором. Критика и раздражение мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные.
  3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания и умения уже усвоены.
  4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».
  5. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни. Поэтому играйте с ребёнком, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине и т.д.
  6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если вам не хочется играть какую-то игру или вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребёнком.

Рекомендации родителям по психологической готовности детей к школе

Ребенок должен идти в школу подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физическим показателям. Изменяется социальная позиция ребенка в обществе, и то требует адаптации его к новым условиям жизнедеятельности. Вот почему ребенок должен идти в школу еще и психологически подготовленным. Составными компонентами психологической готовности к школе являются: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребенка к школе выражается его отношением к учебной деятельности, к учителю, к самому себе.

Родителям полезно знать, чем привлекает их ребенка школа: «У меня будет новый рюкзак и красивый пенал», «В школе учится Катя, а она моя подруга». Желание сменить обстановку, внешние атрибуты школьной жизни старшему дошкольнику действительно кажутся заманчивыми. Важно, чтобы школа влекла ребенка и своей главной деятельностью – учебой. Бывают случаи, когда ребенок не хочет идти в школу. Причиной подобного поведения, как правило, является результат ошибок воспитания детей, а именно запугивание детей школой.

Поэтому намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. С этой целью используется совместное семейное чтение художественной литературы, организуется для ребенка книжный уголок в семье, взрослые устраивают совместный просмотр телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением. Родители рассказывают о своих любимых учителях, показывают детям свои школьные фотографии, грамоты; создают условия для игры в школу и непосредственно участвуют в ней, например, в роли учителя.

Волевая готовность ребенка к школе. В школе ребенка ждет напряженный труд, ему необходимо умение делать не только то, что хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для этого необходимо выработать волевые качества, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, памятью, мышлением. Формирование волевых качеств в дошкольном детстве происходит через игровую деятельность. Учитывая роль игры в формировании личности ребенка, родители, например, во время уборки квартиры обыгрывают ситуацию и превращают пол в палубу корабля. В другие дни квартира может стать местом тренировки для полета в космос, где взрослые выступают в роли тренера. В игре легче осуществить переход с одного вида деятельности на другой.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Чтобы ребенок не утратил любознательность, взрослые должны всегда отвечать на вопросы, какими сложными они не оказались. Если своим вниманием взрослый поддерживает интерес к познанию, то он будет развиваться и дальше.

Родителям нужно включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он мог бы находить всё новые и новые свойства предметов, научился бы замечать их сходства и различия.

Источник: Ковалева Е.С., Синицына Е.И. Готовим ребенка к школе. – М.: 2001г.

свернуть

Готов ли ваш ребенок к школе