Виртуальный методический кабинет

Главная цель работы педагогического коллектива — создание условий для воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощённого соответственно индивидуальному темпу развития, его интересам и способностям ребёнка-дошкольника, а также обеспечение каждому ребёнку возможности радостного и содержательного проживания в период дошкольного детства.
развернуть

 

Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности ребёнка, признание его ценности и необходимости для современного общества надо помнить, что личность ребёнка формируется личностью педагога.

Цели и задачи информационно-методического кабинета:

Осуществление методической поддержки, оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, а также необходимых современному педагогу свойств и качеств личности.

Деятельность методической службы направлена на решение следующих задач:

· становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности коллектива;

· умение осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) каждым воспитателем;

· умение планировать, моделировать свою деятельность, получать намеченные результаты;

· способствовать развитию творчества, инициативы, повышению качества образовательного процесса;

· поиск нового содержания, форм и методов работы с педагогическим коллективом и их внедрение в педагогический процесс.

свернуть

Районный фестиваль-конкурс педагогического мастерства "Опыт и инициатива - ресурс образования"

09.02.2021
С целью совершенствования методического обеспечения образовательного процесса с обучающимися дошкольного возраста, повышения профессионального мастерства педагогических работников учреждений образования, обеспечивающих реализацию учебной программы дошкольного образования проводится районный фестиваль-конкурс профессионального мастерства "Опыт и инициатива - ресурс образования". Цель фестиваля - совершенствование методического обеспечения образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, повышение профессионального мастерства педагогических работников учреждений дошкольного образования.
развернуть

Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами кинезиологических упражнений

09.02.2021
Обобщенный опыт работы учителя-дефектолога первой квалификационной категории Цвирко Вероники Геннадьевны
развернуть

1.  Информационный блок

1.1.    Название темы опыта

Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами кинезиологических упражнений

1.2.     Актуальность опыта

Актуальность темы опыта обусловлена тем, что выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной в логопедической теории и практике до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения.

 Цель опыта

Определить эффективность использования кинезиологических упражнений в диагностико-коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Задачи опыта

1.               Выявить теоретические основания формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием кинезиологических упражнений.

2.               Изучить особенности умения координировать движение с речью у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

3.               Разработать комплекс упражнений по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием кинезиологических упражнений.

1.5. Длительность работы над опытом

1 этап – подготовительный

Проведение первичной диагностики речевых процессов (сентябрь 2019 года);

2 этап – основной

Проведение коррекционных занятий с использование кинезиологических упражнений, (сентябрь 2019 – январь 2020г);

3 этап – завершающий

Проведение итоговой диагностики для выявления результативности использования кинезиологических упражнений в коррекционной работе, (конец января 2020 г.)

2. Описание технологии опыта

Объект опыта: процесс коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет опыта: использование комплекса кинезиологических упражнений в системе работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Методы опыта:

- анализ литературы по теме исследования;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение за деятельностью детей;

- моделирование содержания диагностической и коррекционной

деятельности с использованием комплекса кинезиологических упражнений.

2.1. Ведущая идея опыта

Ведущая идея опыта заключается в том, чтобы выявить, насколько эффективна коррекционная работа с использованием комплекса кинезиологических упражнений.

2.2. Описание сути опыта

В данной методике были скомбинированы 6 заданий для исследования умения координировать движения с речью у детей со стертой дизартрией.  Первые пять заданий, составлены таким образом, что включают изучение развития кинестетической основы движений руки, кинетической основы движений руки; исследования кинестетического орального праксиса, кинетического орального праксиса. Шестое задание направлено на изучение динамической координации артикуляционных движений. Задания состоят из двух частей: вводной и основной.

Подготовительная  часть предполагала ознакомление ребенка с заданием и его выполнение. Выполнение данной части не оценивалось педагогом.

Основная часть представляла собой контрольный вариант задания, выполнение которого оценивалось педагогом по следующим критериям:

–      правильность выполнения,

–      точность движений,

–      ритмичность, темп,

–      синхронность, переключаемость,

–      умение сочетать движение и речь.

Данные критерии выделены на основе понятий, используемых в педагогической кинезиологии в отношении умения координировать движение с речью детьми старшего дошкольного возраста [27].

Задание № 1 ‒ 3 направлено на изучение особенностей умения координировать движение и речь при изменении позы пальцев рук и произнесении гласных, согласных, слогов; (выполнялись поочередно правой, левой и обеими руками).

Задание № 4 ‒ 5 направлено на изучение особенности умения координировать движение и речь при изменении позы кистей рук и произнесении гласных, согласных;

Задание № 6 направлено на изучение особенностей координации при изменении артикуляционных движений.

Предлагаемая методика обследования включает систему педагогической помощи. Ее использование позволяет выявить как актуальный, так и потенциальный уровни сформированности моторного компонента речи у детей со стертой дизартрией. При возникновении трудностей в ходе выполнения заданий детям оказывалась помощь, применение которой, предполагало ее поочередное использование:

1. Стимулирующая: «Попробуй еще раз». Инструкция не повторяется.

2. Организующая: Повторение словесной инструкции.

3. Обучающая: Наглядная демонстрация выполнения задания (обуч. 1); совместное пошаговое выполнение по речевой программе на основе внешнего проговаривания каждой выполняемой операции (обуч. 2); совместное пошаговое выполнение по наглядной программе на основе внешнего проговаривания каждой выполняемой операции (обуч. 3).

Использование ступенчатой системы помощи позволяет выявить как актуальный, так и потенциальный уровни сформированности моторного компонента речи у детей со стертой дизартрией. Диагностическая основа логопедической работы с детьми с данным речедвигательным нарушением обеспечит индивидуализацию и дифференциацию коррекции основных проявлений дизартрии.

С учетом разработанной системы помощи была разработана следующая система количественной оценки выполнения заданий:

-        3 балла (максимальная возможная оценка за выполнение задания) –    задание выполнено правильно, самостоятельно;

-        2,5 балла – выполнение задания со стимулирующей помощью;

-        2балла – выполнение задания с организационной помощью;

-        1, 5 балла – выполнение задания с обучающей помощью 1;

-        1 балл – выполнение задания с обучающей помощью 2;

-        0,5 балла – выполнение задания с обучающей помощью 3;

-        0 баллов – задание не выполняется.

Нами были выделены условные уровни успешности выполнения задания:

-        Высокий (2,5 – 3 баллов). Задание выполняется самостоятельно, уверенно. Движения точные, ритмичное, согласуются с речью. Допускается использование стимулирующей помощи.

-        Средний (1 ‒ 2 баллов). Задание выполняется в медленном темпе. Движения неуверенные, неточные, нарушено переключение, речь не согласуется с движениями (опережает или предшествует ей). Ребенок выполняет задание с организующей или обучающей помощью

-        Низкий (0 – 0,5 баллов). Задание выполняется в медленном темпе. Движения неуверенные, неточные, нарушено переключение, речь не согласуется с движениями (опережает или предшествует им). Ребенок выполняет задание только совместно с педагогом пошагово проговаривая каждое действие или отказывается от выполнения задания.

Нами было обследовано 2 группы старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) с заключением стертая дизартрия. На базе следующих учреждений: ГУО «Ясли-сад № 3 г. Фаниполя»(приложение 1).

Первое задание «Изучение особенностей умения координировать движение и речь при изменении позы пальцев рук и произнесении гласных».

Вводная часть: «Давай посмотрим в зеркало и скажем, что делает наш ротик, когда мы говорим звук [А]? – Ротик широко открыт, [О] – Ротик открыт, губки вытянуты вперед и напоминают бублик, [И] – Губки улыбаются, зубы видны. [У] – Ротик открыт, губки вытянуты вперед.

Сейчас я закрою зеркало, а ты скажи, что делает ротик, когда мы говорим звук [А], [О], [И], [У]?

А теперь, мы поиграем в игру «Пальчики здороваются». Большой пальчик – он (показывает педагог), будет здороваться со вторым пальчиком (показывает) и говорит ему [А], третьим – (показывает) и говорит ему [О], четвертым –(показывает) и говорит ему [И] и пятым (показывает) – и говорит [У]». Задание выполняется совместно с педагогом.

Основная часть: «Мы поиграем в игру «Пальчики здороваются». Большой пальчик – вот он (показывает), будет здороваться со вторым пальчиком – (показывает) и говорит ему [О], третьим – (показывает) и говорит ему [А], четвертым – (показывает) и говорит ему [У] и пятым (показывает) – и говорит [И]. Что делает ротик, когда он произносит звук [О], [А], [У], [И]?» Задание выполняется ребенком самостоятельно.

Второе задание «Изучение особенностей умения координировать движение и речь при изменении позы пальцев рук и произнесении согласных»

Вводная часть: «Давай посмотрим в зеркало и произнесем звук [т] (произносим вместе с ребенком, можно несколько раз). Что делает язычок? Он упирается в верхние зубки. А когда говорим звук [т’] (произносим вместе с ребенком), язычок упирается в нижние зубки. Сейчас положи ладошку на стол. Поднимай пальцы по порядку начиная с мизинца, произнося звуки [т], [т’], [т], [т’], [т]. Сейчас я закрою зеркальце, а ты скажи, что делал язычок, когда мы произносили звук [т], [т’]».

Основная часть: «Положи ладошку на стол. Поднимай пальцы по одному, начиная с мизинца, произнося звуки [н], [н’], [н], [н’], [н]. Скажи, что делал язычок, когда ты произносил(а) звук [н], [н’]?»

Третье задание «Изучение особенностей умения координировать движение и речь при изменении позы пальцев рук и произнесении слогов»

Вводная часть: «Давай посмотрим в зеркальце и увидим, что делают губки, когда мы говорим [си] (педагог произносит вместе с ребенком, глядя в зеркало) – губки растянуты, улыбаются, а когда говорим [су] (педагог произносит вместе с ребенком, глядя в зеркало) – губки вытянуты вперед. Сейчас выполним поочередно. А теперь, я закрою зеркало. Скажи, что делает ротик, когда мы произносим слог [си], [су]? Вытяни второй и пятый пальцы правой руки («Сделай козу рогатую») и скажи [си], затем вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика») и произнеси [cу]. Сейчас выполним по очереди».

Основная часть: «Вытяни второй и пятый пальцы правой руки («Сделай козу рогатую») и скажи [ки], затем вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика») и произнеси [ку]. Повторяй поочередно. Скажи, что делали губки, когда ты произносил слог [ки], [ку]?»

Четвертое задание «Изучает особенности умения координировать движение и речь при изменении позы кистей рук и произнесении гласных»

Вводная часть: «Давай вместе, глядя в зеркало, скажем звук [и]. Что делают губки? Они улыбаются. А теперь давай скажем звук [о]. Что делают губки? Они становятся кругленькие. Положи руки на стол. Сожми одну руку в кулак, а вторая рука останется ладошкой. Теперь одновременно меняй положение рук, произнося звуки [и], [о]. Скажи, что делали губки, когда мы произносили звуки [и], [о]?».

Основная часть: «Положи руки на стол. Сожми одну руку в кулак, а вторая рука останется ладошкой. Теперь одновременно меняй положение рук, произнося звуки [у], [ы]. Скажи, что делали губки, когда мы произносили звуки [у], [ы]?»

Пятое задание «Изучает особенности умения координировать движение и речь при изменении позы кистей рук и произнесении согласных»

Вводная часть: «Мы сделаем с тобой грибок из наших рук. Правую руку сожмем в кулак – это будет ножка и на нее положим ладонь левой руки – это будет шляпка, и будем напевать песенку [т], [т’]».

Основная часть: «Мы сделаем с тобой грибок из наших рук. Правую руку сожмем в кулак– это будет ножка, и на нее положим ладонь левой руки – это будет шляпка, и будем напевать песенку [д], [д’]. Скажи, что делал язычок, когда ты произносил(а) звук [д], [д’]?»

Шестое задание «Изучение особенностей координации при изменении артикуляционных движений»

Вводная часть: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения: рот открыт, верхние и нижние зубы видны. У нас получилось «Окно». Посмотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения: широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам. У нас получился «Парус». Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения: язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение. У нас получилась «Лопатка». Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения: рот открыт, широкий плоский язык лежит за зубами. Кончик упирается в нижние резцы. У нас получился «Мостик».

Основная часть: «Давай поиграем с тобой в игру, будет по очереди выполнять все движения: «окно» – «парус» – «лопатка» – «мост».  

Таким образом, полученные результаты в ходе выполнения данной методики позволят нам изучить особенности умения координировать движение и речь у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. 

 

2.3. Результативность и эффективность опыта

В ходе проведенной методики был произведен как количественный, так и качественный анализ полученных результатов, получены следующие результаты:

Таблица 2.1 – Результаты выполнения задания №1

«Изучение особенностей умения координировать движение и речь при изменении позы пальцев рук и произнесении гласных; (выполнялись поочередно правой, левой и обеими руками).

Уровень успешности выполнения задания

Результаты выполнения

правой рукой

левой рукой

двумя руками

абс. вел.

%

абс. вел

%

абс. вел

%

Высокий

28

56

24

48

23

42

Средний

19

38

22

44

23

46

Низкий

3

6

4

8

6

12

 

При выполнения данного задания правой рукой 56% детей справились с заданием на высоком уровне. Дошкольники работали самостоятельно, не испытывая затруднений. Пальцы детьми соединялись в правильной последовательности, поочередно, движения были уверенными, переключаемость ритмичной, движения сочетались с речью. В единичных случаях применялась стимулирующая помощь. 38% детей выполнили задание на среднем уровне. Они путали последовательность пальцев, произносили звуки в неправильном порядке или один звук или не произносили вообще. При этом наблюдался замедленный темп и трудности переключения, движения опережали речь. 6 % детей допускали вышеперечисленные ошибки и смогли справиться с заданием только совместно с педагогом (пошагово, по наглядной демонстрации на основе внешнего проговаривания каждого выполняемого действия).

При выполнении задания левой рукой, 48% детей выполнило задание на высоком уровне. Чуть меньше детей 44% выполнили задание на среднем уровне. И 8 % детей смогли выполнить задание с использованием обучающей помощи. У данной категории детей наблюдались значительные трудности связанные с неточностью движений, отсутствием ритмичности, трудностями переключения, невозможностью одновременно выполнять движения и произносить звуки.

При выполнении задания обеими руками большинство детей (46%)справились с заданием на среднем уровне. Значительно отличался темп выполнения задания ведущей и ведомой рукой, наблюдалась рассогласованность движений. Дети путали последовательность пальцев. Произносили звуки в неправильном порядке, произносили один звук или не произносили вообще. Движения опережали речь. 12% выполнили задание на низком уровне. Дети допускали вышеперечисленные ошибки и справиться с заданием смогли только совместно с педагогом пошагово выполняя задание.

При тестировании кинестетического орального праксиса, дети не затруднялись в ответе. Без труда дифференцировали положение губ в момент произнесения гласных звуков. Учитывая то, что данному заданию предшествовала обучающее задание. Лишь 8% детей не справились с данным заданием.

Таблица 2.2 – Результаты выполнения задания № 2

«Изучение особенностей умения координировать движение и речь при изменении позы пальцев рук и произнесении согласных;» (выполнялись поочередно правой, левой и обеими руками).

Уровень успешности выполнения задания

Результаты выполнения

правой рукой

левой рукой

двумя руками

абс. вел

%

абс. вел

%

абс. вел

%

Высокий

20

40

18

36

15

30

Средний

23

46

23

46

20

40

Низкий

7

14

9

18

15

30

 

При выполнении задания правой рукой большинство (46%) воспитанников выполнили задание на среднем уровне. Дети путали последовательность пальцев, поднимали одновременно несколько пальцев (мизинец и безымянный; мизинец, безымянный и средний). Произносили один звук, а не их последовательность или не произносили вообще. Движения опережали речь.

При выполнении задания левой рукой, (46%), как и при выполнении правой рукой, выполнили задание на среднем уровне. 18 % детей выполнили задание на низком уровне. Дети путали последовательность пальцев или поднимали все одновременно. Оказывали помощь другой рукой при поднимании пальцев. Произносили звуки в неправильном порядке, произносили один звук или не произносили вообще. Движения опережали речь.

При выполнении задания обеими руками, возросло количество детей (30%), которые справились с заданием на низком уровне. Они путали последовательность пальцев. Произносили звуки в неправильном порядке, произносили один звук или не произносили вообще. Ведущая рука выполняла движения в более быстром темпе чем ведомая или ребенок выполнял задание одной рукой (как правило ведущей), а потом другой.  Речь опережала движения либо согласовывалась с движениями ведущей руки. Большему количеству детей требовалась помощь педагога и пошаговое совместное выполнение задания.

Дети затруднялись в дифференцировании положения языка в момент произнесения звука [н], [н’]. Дети отвечали, что язык лежит, упирается в зубы (не уточняя). Наблюдались трудности дифференциации кинестетических ощущений.

Таблица 2.3 – Результаты выполнения задания № 3

«Изучение особенностей умения координировать движение и речь при изменении позы пальцев рук при повторении слогов»

Уровень успешности выполнения задания

Результаты выполнения

правой рукой

левой рукой

 двумя руками

абс. вел.

%

абс. вел

%

абс. вел

%

Высокий

5

10

2

4

2

4

Средний

21

42

23

46

4

8

Низкий

24

48

25

50

44

88

 

С данным заданием дети справились, демонстрируя результаты на низком уровне. Движения носили неуверенный характер, были неточными, замедленными. Дети затруднялись в создании позы из пальцев как изолированно, так и при их динамической смене (путали пальцы, соединяли неверно). Речь опережала движения. При выполнении данного задания у детей наблюдались сикинезии (открывание рта, прикусывание губ, наклоны головы и др.). Большинству требовалась помощь, выражающаяся в совместном, пошаговом выполнении задания с педагогом. Один ребенок отказался выполнять задание.

При тестировании кинестетического орального праксиса, дети в большинстве своем верно дифференцировали положение губ при произнесении слогов: [ки], [ку]. Лишь в единичных случаях (8%) произносили, повторяли, воспроизводили звуки неверно.

Таблица 2.4– Задание №4

 «Изучает особенности умения координировать движение и речь при изменении позы кистей рук и произнесении гласных»

Уровень успешности выполнения задания

Результаты выполнения

выполнение двумя руками

абс. вел

%

Высокий

36

77

Средний

10

20

Низкий

4

8

 

Выполнение данного задания показало, что 76% выполнили задание на высоком уровне. Можно отметить самостоятельное выполнение, ритмичное переключение, движения выполнялось синхронно двумя руками, переключение проходило в отрыве от поверхности стола, движения сочетались с речью.

20% детей выполняли задание в медленном темпе, неуверенно, забывали звуки, путали положение кистей рук («кулак» – «кулак», «ладонь» – «ладонь»), высоко поднимали руки на столом и наблюдалось продвижение рук вперед.

8% выполнили задание на низком уровне, выполнить задание они могли совместного с педагогом.

Задание № 5 «Исследование изменение позы кисти при повторении согласных»

 

Рисунок 2.1 – Задание на исследование изменение позы кисти при повторении согласных

 

Задание направленное на исследование кинетической основы движений руки и кинетического орального праксиса показало, что 34% детей выполнили задание на высоком уровне: самостоятельно, ритмично, синхронно, переключение проходило в отрыве от поверхности, движения сочетались с речью. 46% детей выполняли задание на среднем уровне. Дети выполняли задание медленно, неуверенно, чаще детям оказывалась стимулирующая помощь, реже обучающая. 20% выполнили задание на низком уровне. Совместного пошагового выполнения с педагогом на основе внешнего проговаривания, так действия были несогласованными, ребенок не мог произносить звуки одновременно с движениями.

Задание № 6 «Исследование координации при изменении артикуляционных движений»

 

 

Рисунок 2.2 – «Исследование координации при изменении артикуляционных движений»

 

При выполнении задания, большинство детей (44%) выполнили задание на среднем уровне. Отмечалась неточность выполнения движений, замена одной позы другой. Дети не могли нужное время удерживать артикуляционную позу, наблюдалась асимметричность движений языка, губ, саливация. Наблюдались трудности при смене артикуляционных укладов, проявляющиеся в поиске нужного уклада. Отмечалась быстрая утомляемость.

20% детей смогли выполнить задание совместно с педагогом, пошагово проговаривая каждую операцию.

Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены особенности умения координировать движение и речь у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Наблюдались сложности как со стороны двигательной сферы (замедленность темпа, неуверенность, неточность, несогласованность, недифференцированность), так и со стороны звукопроизношения (замены, пропуски, искажения, перестановки), а так же трудности в одновременном выполнении движений и произнесении звуков. Детям со стертой дизартрией старшего дошкольного возраста легче давались задания на изменение поз кисти и сложнее пальцевые пробы. В случае выполнения заданий обеими руками темп выполнения задания ведущей рукой был быстрее чем ведомой. В случае усложнения движений, речь опережала движения, а в случае же усложнения речевой программы, движения опережали речь. Дети упрощали задание (повторяли одно движение, произносили один звук, слог). Большинству требовалась ступенчатая помощь для того чтобы определить потенциальные возможности ребенка.

 

 

3. Заключение

Анализ результатов, полученных нами в ходе исследования опыта, стал основанием для разработки комплексной системы кинезиологических упражнений. Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций, артикуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольников со стертой дизартрией, кинезиологические упражнения, имеющие комплексную направленность обладают рядом преимуществ. Они будут способствовать развитию точности движений, ритмичности, синхронности, переключаемости, развитию умения сочетать движение и речи. А так же формированию звукопроизношения в необычной форме. Таким образом при построении коррекционного процесса необходимо поэтапно усложнять как движения так и речевой материал. Первоначально отрабатывать позы кисти, а затем пальцевые пробы. Отрабатывать элементы движений, а затем объединять их в комплекс.

 

 

 Список использованных источников

 

1.              Аммосова, В. Г. Кинезиологические упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста / В. Г. Аммосова, Л. В. Николаева //  Науч. образование. Пед. науки. – 2019. – № 4–1. – С. 24–27.

2.              Анохин, П. К. Очерки о физиологии функциональных систем /  П. К. Анохин ; Акад. мед. наук СССР. – М. : Медицина, 1975. – 448 с. 

3.              Архипова, Е. Ф. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции. Автоматизация звука С / Е. Ф. Архипова, И. В. Южанина. –  М. : Изд. В. Секачев, 2020. – 80 с.

4.              Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2008. – 254 с.

5.               Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений: избр. психол. тр. / Н. А. Бернштейн ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т ; под ред. В. П. Зинченко. – 3-е изд., стер. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 688 с.

6.              Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е. Н. Винарская. − М. : Просвещение, 1987. − 159 с.

7.              Винарская, Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии : извлечения и тексты : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. − М. : ВЛАДОС, 1997. − Т. 1. − С. 268−284. 

8.              Винарская, Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX−XXI веков / Е. Н. Винарская // Проблемы детской речи – 1999 : материалы Всерос. конф., Санкт-Петербург, 24−26 нояб. 1999 г. / Рос. гос. пед. ун-т. − СПб., 1999. − С. 37−40.

9.              Волкова, Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией : метод. разработки к проведению коррекц. занятий / Г. А. Волкова ; Рос. гос. пед. ун-т. −  СПб. : [б. и.], 1993. – 96 с.

10.          Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. − СПб. : Рос. гос. пед. ун-т, 1993. – 45 с.

11.          Выготский, Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. /Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2020. – 432 с.

12.          Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Детство-Пресс ; М. : Сфера, 2007. – 470 с.

13.          Дениссон, П. Е. Гимнастика мозга : кн. для учителей и родителей дополнение к «Гимнастике мозга» : простые упражнения для активизации обоих полушарий   / П. Е. Дениссон, Г. Е. Дениссон. – М. : Весь, 2017. – 320 с.

14.          Елисеева, М. Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста  / М. Б. Елисеева // Логопед. – 2005. – № 4. – С. 18−28.

15.          Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи / Н. И. Жинкин // Язык – Речь – Творчество : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике : избр. тр. / Н. И. Жинкин ; сост. С. И. Гиндина. − М., 1998. − С. 320−340.

16.          Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией : метод. рекомендации / Л. А. Зайцева. – Минск : НМЦентр, 1994. – 20 с.

17.          Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 10–14.

18.          Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина ; Рос. акад. образования, Ин-т коррекц. педагогики. – М., 2000. – 23 с.

19.          Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М. М. Кольцова. − М. : Педагогика, 1973. − 144 с.

20.          Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.

21.          Крупенчук, О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи / О. В. Крупенчук, О. В. Витязева. – СПб. : Литера, 2019. – 48 с.

22.          Лапутин, А. Н. Кинезиология – учение о двигательной функции организма человека / А. Н. Лапутин / Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. − 2007. – № 10. − С. 3–6.

23.          Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Образование, 1994. – 91 с.

24.          Лопатина, Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – № 2. – С. 64–70.

25.          Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2020. – 768 с.

26.          Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. − Ростов н/Д : Феникс, 1998. − 416 с.

27.          Микадзе, Ю. В. Нейропсихологическая диагностика  и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе / Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова. – М. : Знание : ИнтелТех, 1994 – 64 с.

28.          Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. − Минск : Соврем. шк., 2010. – 928 с.

29.          Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина [и др.] // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. − М. : Просвещение, 1967. – Гл. 3. – С. 67−165.

30.          Паутова, В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе [Электронный ресурс] / В. В. Паутова // Концепт :  науч.-метод. электрон. журн. – 2015. – № 10. – Режим доступа:  https://e-koncept.ru/2015/15354.htm. – Дата доступа: 20.01.2020.

31.          Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селивестова . – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

32.          Сазонов, В. Ф. Особенности использования коррекционной кинезиологии для оздоровления путем психокоррекции психоэмоционального состояния / В. Ф. Сазонов // Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. − T. 14, № 1. − С. 166–170. 

33.          Семенова, О. А. Методика двигательной коррекции детей с трудностями в обучении / О. А. Семенова. – М. : Династия, 2008. – 18 с.

34.           Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие / А. В. Семенович. – М. : Генезис, 2018. – 474 с.

35.          Сеченов, И. М. Избранные произведения : в 2 т. / И. М. Сеченов ; ред. и послесл. Х. С. Коштоянца. – М. : Акад. наук СССР, 1952. – Т. 1 : Физиология и психология. – 774 с.

36.          Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. – М. : Сфера, 2001. – 48 с.

37.          Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью. Диагностика, коррекция и практические реко­мендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М. : Сфера, 2002. – 128 с.

38.          Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – 1974. – № 4. – С. 20–26.

39.          Федосова, О. Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / О. Ю. Федосова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М., 2005. – 24 с. 

40.          Федосова, О. Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии / О. Ю. Федосова // Коррекц. педагогика. – 2004. – № 1. – С. 4–13.

41.          Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. − М. : Просвещение, 1989. – 223 с.

42.          Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношении : практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

43.          Ханнафорд, К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой : [пер. с англ.] / К. Ханнафорд. – М. : Восхождение, 1998. – 287 с.

44.          Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев. – М. : Владос, 2002. – 220 с.

45.          Чобану, И. К. Основы психотерапевтической кинезиологии : руководство / И. К. Чобану. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : [б. и.], 2014. – 269 с.

46.          Чупаха, И. В. Здоровьезберегающие технологии  в образовательно-воспитательном процессе : науч.-практ. сб. инновац. опыта / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. – М. : ИЛЕКСА ; Ставрополь : СЕРВИСШКОЛА, 2001. – 400 с.

47.          Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : учеб. пособие / Г. Е. Шанина. – М. : Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры, 1999. – 39 с.

48.          Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 115 с.

49.          Hubert, В. Bal-A-Vis-X: rhythmic Balance/Auditory/Vision exercises for Brain and Brain-body Integration / В. Hubert. – Wichita, KS : Bal-A-Vis-X, Inc., 2014. – 158 p.

50.          La Tourelle, M. Introductory Guide to Kinesiology / М. La Tourelle,  А. Courtenay. – London : Thorsons, 1992. – 176 p. 

 

Список работ автора

 

1–А.     Цвирко, В. Г. Диагностика умения координировать движения с речью у детей со стертой дизартрией / В. Г. Цвирко // Научный поиск – 2020 : сб. науч. работ студентов / Гродн. гос. ун-т ; редкол.: Н. В. Крюковская, Т. В. Сидорко. – Гродно, 2020. – С. 183–186.

2–А.     Цвирко, В. Г. Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками со стертой дизартрией [Электронный ресурс] / В. Г. Цвирко // Специальная педагогика: профессиональный дебют : материалы IІІ Междунар. студен. науч.-прак. конф., Минск, 19 апр. 2019 г. / Белорус. гос. пед. ун-т, Ин-т инклюзив. образования ; редкол.: Е. Н. Сороко [и др.]. – Минск, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3–А.     Цвирко, В. Г. Состояние координации движения и речи у старших дошкольников со стертой дизартрией / В. Г. Цвирко // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза /  Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2020. – (в печати).

 

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВАМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
  • Предмет: учитель-дефектолог
  • Автор: Цвирко Вероника Геннадьевна
  • Файл: alt
  • Скачать